Юбилей от фонаря или назад в будущее. Городские фонари: немалое значение малых архитектурных форм Какие деревья в саду эрмитаж
Сад "Эрмитаж" - небольшой и тихий зелёный уголок на улице Каретный Ряд, являющийся памятником садово-паркового искусства.
"Эрмитаж" занимает особое место среди московских садов: дело в том, что он вырос из своеобразного садово-театрального квартала, обустроенного в конце 19 века. За время своего существования сад не раз был реконструирован и дошёл до наших дней в виде благоустроенного зелёного парка с красивыми фонарями и фонтанами - и, конечно же, театрами на своей территории.
История сада "Эрмитаж"
Сад "Эрмитаж" (сначала - "Новый Эрмитаж") был официально открыт в 1895 году по инициативе известного театрального предпринимателя и мецената Якова Щукина. Изначально он был задуман как летний увеселительный сад с театральной функцией, и Щукин основательно взялся за его обустройство: верхний слой грунта глубиной до одного метра на всей территории сада был выкопан и заменён на свежий чернозём, а для озеленения территории использовали специально отобранные деревья и кустарники из окрестностей Москвы. Планировка сада была осуществлена по проекту архитектора Алексея Белевича, он же разработал проекты первых летних павильонов: эстрад и буфета.
В каком-то смысле щукинский сад стал одной из колыбелей театральной жизни Москвы: в 1896 году здесь прошёл первый общедоступный показ синематографа братьев Люмьер, в 1898 - премьерой спектакля "Царь Фёдор Иоаннович" открылся Московский художественный общедоступный театр (будущий МХАТ); на эстрадах сада выступали Фёдор Шаляпин, Антонина Нежданова, Михаил Вавич, балерина Анна Павлова и другие известные артисты театра и балета и певцы прошлого. В театре "Эрмитаж" состоялись премьеры пьес Антона Чехова "Чайка" и "Дядя Ваня".
Щукин активно занимался привлечением талантливых артистов и развитием сада. В 1907 году по проекту архитектора Богдана Нилуса в саду был возведён ряд каменных построек, позже появился "Зеркальный театр", было проведено электрическое освещение и внедрены различные технические новшества, "подсмотренные" владельцем в Европе. Под руководством Щукина сад работал вплоть до 1917 года, когда его национализировали.
В советские годы капитальные здания были реконструированы и перестроены, в саду появились новые фонари, тумбы и фонтаны, и постепенно из увеселительного сада он превратился в "обычный" парк в центре города.
На сегодняшний день на территории сада расположены театр "Эрмитаж", Московский драматический театр "Сфера" и театр "Новая Опера".
Интересные объекты и достопримечательности
В саду "Эрмитаж", помимо театров, расположен ряд менее масштабных объектов и достопримечательностей, достойных внимания посетителей.
Чугунные беседки-павильоны «Гарден-коттедж» - два удивительно изящных садовых сооружения из чугуна, украшенных кружевными чугунными решётками. Производят необычное впечатление и практически силой заставляют посетителей сада фотографироваться внутри и снаружи.
- арт-объект, разработанный в студии Артемия Лебедева и установленный в саду "Эрмитаж" в 2013 году. Гармонично вписавшийся в пейзаж сада небольшой знак стал его необычной достопримечательностью, но, к сожалению, фотографироваться рядом с ним, вопреки названию, хочется далеко не всем.
Щукинская сцена - уникальное сооружение, возведённое в 1910 году. Задумано Щукиным как инновационный зимний театр с различными техническими новшествами на 4 тысячи мест. К сожалению, всё остановилось на этапе кирпичной коробки: из-за начала Первой Мировой войны, постепенного разорения владельца и последующей Революции проект не удалось осуществить.
Бюсты Данте Алигьери и Виктора Гюго появились на аллеях сада в 2000 году. Бюст Данте Алигьери (скульптор Ринальдо Пирас) был передан в дар Москве правительством Италии, бюст Виктора Гюго (скульптор Лоран Маркест) - подарок от мэрии Парижа. Также вблизи эстрады сада расположены бюсты отечественных композиторов Петра Чайковского и Михаила Глинки.
Также на территории сада можно найти голубятню и бельчатник.
Сегодня сад "Эрмитаж" - современный и благоустроенный парк, любимый простыми москвичами и театралами. На аллеях сада регулярно проходят выставки, городские фестивали и ярмарки, а эстрада становится площадкой различных концертов, выступлений и показов. Для посетителей с детьми есть отличная большая детская площадка.
В дни выходных и фестивалей сад бурлит жизнью, а вот по будням он, как правило, малолюден и идеально подходит для тихого отдыха в тени деревьев.
Сад "Эрмитаж" находится на улице Каретный Ряд в Тверском районе Москвы. Добраться до него можно пешком от станций метро "Пушкинская" Таганско-Краснопресненской линии, "Тверская" Замоскворецкой, а также "Чеховская" и "Цветной бульвар" Серпуховско-Тимирязевской линии.
Дивная в этом году осень. Деревья всё еще бушуют буйством красок и лишь недавно стали облетать с них листья. А неделю назад так и вовсе красовались все на местах.
А я нашла новую забаву. Мало мне прогулок во время обеда, я теперь иной раз и по утрам прогуливаюсь:))) Просто начало рабочего дня нам перенесли на 10 часов, а начало занятий в школе никто и не думал переносить. В свете этого всё равно просыпаешься как и раньше, и в школу ребенок идет как и раньше, вот и получается у меня теперь с утра почти целый час времени. Благо, работаем мы теперь в центре и мест для прогулок - ну не пересчитать. И как я наслаждаюсь этим обстоятельством!
На той неделе стояла чудесная погода. И как-то утром я решила прогуляться до сада "Эрмитаж". Много раз мы ходили мимо него во время наших прогулок, а внутрь как-то и не попадали.
По дороге в сад смотрела на оформление всяких кафе
А это, видимо, название в свете санкций возникло:)))
Велопарковка почти пустая. Стало очень популярным доезжать до офиса на велосипеде, каждый день вижу офисных работников на велосипедах с велопарковки
Просто накануне я тут видела интересный домик
А интересное - украшение. Никогда не видела, чтобы дома летучими мышами украшали
По переулкам до сада Эрмитаж идти быстро. Вот он уже на горизонте. Но время у меня было и я решила пройтись по Успенскому переулку, который рядом с садом и только-только отреставрирован.
Мы много раз ходили по этому переулку, но как-то он совсем мне не запомнился ничем. А теперь он выглядит гораздо лучше. Поставили лавочки-клумбы
И фонари, по виду такие же, как газовые, которые стояли в Москве более ста лет назад.
Стоит чуть-чуть подкрасить здание, сделать акцент на нем - и вид переулка совсем другой
А за зданием то, без чего невозможно представить город - купола церквей
Ну а теперь можно и в сад "Эрмитаж" заглянуть
Я заходила с Успенского переулка и сразу наткнулась на большую детскую площадку
В этом вольере, говорят, живут белки. Но ранним утром я там застала только дворника.
Как описать чувство, когда ты гуляешь по очень популярному месту в Москве, где вечером тут всегда немало народа, а ты идешь - и кругом ни души? Красота!!! Раннее утро, осенние деревья, листья под ногами, да только дворник редко промелькнет где-нибудь.
В саду "Эрмитаж" располагается несколько театров.
Памятник - это памятник Виктору Гюго.
Памятник Данте Алигьери (кажется, подарен Москве итальянцами)
Еще один театр - "Новая опера". Зданию уже больше ста лет, это я потом вычитала. А сначала подумала, что удачный новодел.
А на балконах по бокам вот такие посетители
Всего 11 фото
Фонари со 100-летней и даже 200-летней историей до сих пор украшают московские улицы, дворики и усадьбы. И это настоящие музейные экспонаты под открытым небом — многие из них создавались по проектам самых знаменитых московских архитекторов.
01. Фонарь в Газетном переулке
Появился в конце 1770-х. С начала установки был масляным. Автор работы - Матвей Казаков, один из ведущих архитекторов Москвы екатерининской эпохи. Он состоял в экспедиции кремлёвского строения, по его проекту был построен Петровский путевой дворец, а также императорская резиденция в Царицыно.
.
02. Фонарь на Страстном бульваре
Точная копия фонаря, появившегося у Ново-Екатерининской больницы в 1820-1840-х годах. Создан по проекту Осипа Бове, известного проектами восстановления Москвы после пожара 1812 года, спроектировал Александровский сад, Манеж, Театральную площадь.
.
03. Фонари усадьбы Усачевых-Найденовых
Созданы по проекту швейцарского архитектора Доменико Жилярди и были установлены в начале 1830-х. Жилярди известен тем, что спроектировал для столицы несколько усадеб и занимался архитектурным восстановлением Москвы после пожара 1812-го.
.
04. Фонарь у входа в учебный театр ГИТИС
Газовый фонарь образца установки 1860 - 1930-х. Три тысячи таких чугунных осветительных приборов были установлены в городе к 1868 году. Фонари отливались по английским технологиям.
.
05. Фонарь настенный в Кривоколенном переулке
Надомный керосиновый фонарь можно найти возде дома 3а. Он появился там в период с 1870 по 1890 годы.
.
06. Фонари на Пушкинской площади
В год открытия памятника Александру Пушкину - 1880-й — рядом с монументом установили и газовые фонари. Они были спроектированы архитектором Иваном Богомоловым, который также руководил строительно-монтажными работами по установке памятника Пушкину. В 1930-е эти фонари стали электрическими. .
.
07. Фонари на Пятницкой улице
.
08. Фонари в саду «Эрмитаж»
Одни из первых электрических фонарей в Москве. Время установки — 1890 — 1910 годы. На цоколях фонарей видны инициалы московского купца Якова Щукина, купившего генераторы для электрического освещения в саду.
.
09. Фонари на воротах особняка Зинаиды Морозовой
.
10. Фонарь на Гоголевском бульваре
Фонари расположены рядом с памятником Николаю Гоголю и сделаны по проекту архитектора Николая Андреева — автора скульптуры. Электрические осветительные приборы появились здесь в 1909 году — с открытием монумента. Позже на этом месте был установлен памятник по проекту Николая Томского, однако фонари остались дореволюционные.
.
Источники
Ирина Трубецкая
В продолжение разговора о Главной выставке, давайте осмотримся по сторонам и подробнее разглядим… фонари. Ведь они здесь отличаются от прочих городских собратьев, что бросается в глаза уже на подходе к ВВЦ-ВДНХ. Сразу оговоримся, что рассматривать будем больше фонарные колонны, так как их верхушки – кронштейны и светильники – менялись часто, а вот многие колонны стоят по сей день.
Большинство фонарных опор на территории ВДНХ – 1950-х годов, так как к торжественному послевоенному открытию в 1954 году реконструировали не только павильоны, но и малые архитектурные формы, к которым относят фонари. И всё же колонны периода 1939-1941 годов можно отыскать.
Например, десяток довольно высоких фонарей для четырёх светильников стоит на подступах к ВДНХ на улице Сергея Эйзенштейна, а когда-то такие же стояли и на аллее, ведущей к «Рабочему и колхознице». Ещё один вид фонарных опор этого периода – «чугунная литая колонна типа 343», разработанная Мосгорсветом в 1930-е годы для освещения улиц Москвы. В мастерских ВСХВ к ней спроектировали специальную серию кронштейнов и светильников, последние должны были быть продолговатой формы из гранёного стекла. Но, как гласит надпись на чертеже: «ввиду отсутствия возможности получить гранёные цилиндрические стёкла, согласован переход на сферические шары». Кронштейны и светильники меняли в 1950-е, и 1960-е годы, а также относительно недавно, а вот изящные колонны 1930-х до недавнего времени стояли в безопасности. К сожалению, в этом году их признали аварийными и начали демонтировать.
Демонтаж выглядит ошибкой, учитывая, что этот тип фонарных колонн, когда-то распространённый в городе, сегодня почти нигде не сохранился. Известно лишь о нескольких полузаброшенных колоннах этого же типа. На ВДНХ же их будет около 20 штук, выстроенных в ряд на аллее Малого северного кольца. В упоминалась необходимость экспертного обсуждения будущего ВВЦ и выработки особого подхода к этой необычной территории, вмещающей разнообразные наслоения ХХ века. Сохранение малых архитектурных форм могло бы стать частью такого целостного подхода. Было бы познавательно пойти дальше и восстановить кронштейны и светильники 1930-х годов, чтобы дать посетителям почувствовать атмосферу города того времени.
А как обстоят дела с другими старыми фонарями в Москве? По словам специалистов, в городе около четырёхсот тысяч фонарей, из них около двух тысяч – старых. Рубежом, отделяющим старые от новых, являются 1950-е годы, когда началась борьба с «излишествами» в архитектуре.
Поиск в реестре культурного наследия показывает, что ни один отдельно стоящий фонарь пока не признан памятником, подлежащим госохране. Хотя несколько числятся «заявленными» и «выявленными» объектами, то есть находящимися на разных стадиях историко-культурной экспертизы, определяющей ценность потенциальных памятников. Самыми старинными из этого списка являются два фонаря усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Земляном Валу. Это бывшие масляные светильники первой половины 19 века, которые сейчас приспособлены под электрические и находятся в рабочем состоянии. А вот их собратьям по эпохе – бывшим масляным фонарям у Новоекатерининской больницы не повезло – они пропали после недавнего начала реконструкции здания, на охрану их заявить не успели.
Настоящим заповедником старых фонарей является сад Эрмитаж, где можно увидеть три их разных вида. Самые старые – около пятидесяти колонн, на цоколях которых отлиты инициалы основателя парка Якова Щукина – «ЯЩ». Он закупил генераторы для освещения театра и устройства иллюминации в саду в 1895 году, тогда же и были установлены эти колонны. Их нижняя часть сейчас выглядит несколько массивно и контрастно по отношению к тонкой верхней, но дело в том, что изначально они несли более высокие колонны, непохожие на сегодняшние. Чтобы понять, как они выглядели когда-то, надо пойти в Кремль и рассмотреть фонари на Ивановской площади, где этот тип сохранился. Другой вид исторических фонарей в саду Эрмитаж дошёл до нас целиком – это единственный фонарь 1912-13 годов. Проект этого изящного фонаря разработан Отделом освещения Мосгордумы, а отлит он в польском городе Сосновицы (сохранилось клеймо изготовителя). Вероятно, сохранности этого раритета способствовало то, что он является выявленным памятником и занесён в реестр объектов культурного наследия. Третий вид – невысокие парковые торшеры, спроектированные в 1950-е годы специально для этого сада институтом «Мосгазпроект».
Как стало известно, в настоящий момент Департаментом топливно-энергетического хозяйства г. Москвы при участии музея «Огни Москвы» разрабатывается техническое задание на реставрацию всех перечисленных фонарей сада Эрмитаж. Реализация проекта может занять год, так как процесс трудоёмкий – предстоит вручную очищать чугунные части от многочисленных слоёв краски и ржавчины.
Пример уже проведённой реставрации – работы в Лужниках на аллее, ведущей к набережной. Здесь недавно были отреставрированы около пятидесяти фонарей, созданных в 1947 году, к 800-летию Москвы, по проекту архитектора М. Минкуса. Таких в городе сохраняется несколько сотен, но за последние годы они стали исчезать в процессе «благоустройства». Последний случай – Пушкинский сквер, где сейчас спешно проводятся работы по благоустройству, а подлинные фонари 1947 года вывезены. Вернут ли их, а не бледные копии, на место?
Сложность сохранения старых фонарей заключается ещё в том, что все они принадлежат разным ведомствам и целиком зависят от доброй воли и распоряжений руководителей организаций. Например, упомянутые фонари в Лужниках находятся на балансе городского Департамента энергетики. А фонари на ВВЦ – на балансе ОАО «ГАО ВВЦ». Захочет ли администрация Выставки взяться за реставрацию фонарных колонн 1930-х годов? Захотеть взяться означает и захотеть найти средства, и захотеть привлечь специалистов. Но попробовать стоит. Тем более что специалисты и общественность уже обратились с соответствующей просьбой к администрации сохранить для городской истории эти колонны in situ – ведь так приятно брести по аллее и разглядывать всякие «мелочи»!
0 111483
Фото Сада Эрмитаж
Адрес:
Сад Эрмитаж - Москва, ул. Каретный ряд, 3
Станция метро:
Маяковская, Пушкинская, Тверская, Чеховская, Трубная, Цветной Бульвар
В Москве много разных мест, где люди могут отдохнуть, развлечься или просто приятно провести свободное время. Среди разнообразных городских парков особое место занимает сад «Эрмитаж», основанный еще в конце XIXвека московским купцом, известным меценатом и театральным деятелем Я.В. Щукиным.
Именно благодаря усилиям, упорству и энтузиазму Щукина, сегодня на территории сада «Эрмитаж» можно посетить различные театры (драмтеатр «Сфера», театр «Новая Опера» им. Е.В. Колобова, театр «Эрмитаж») и сценические площадки (Щукинская сцена, Открытая летняя эстрада), отдохнуть в садовых беседках или на летней читальне с хорошей книгой в руках. Кроме этого, посетители могут подкрепиться в имеющихся на территории сада ресторане-веранде «32.05» или кафе («БутерБро» либо «SHAWRMAREPUBLIC»), прогуляться около садового фонтана, памятников Данте Алигьери, Виктору Гюго или Памятника «Всем влюбленным».
Юным посетителям и их родителям наверняка интересно будет увидеть бельчатник, фазанарий и голубятню. Также на территории сада «Эрмитаж» разместились Детская площадка, Детский клуб, Первая детская медиалаборатория, в которой имеются детская и балетная студии, изостудия и танцевальная студия.
Драмтеатр «Сфера». Дата основания – 1981 год. Небольшой московский театр, разместившийся на территории сада «Эрмитаж», в котором сцена выполнена в форме амфитеатра. В «Сфере» выступает одна из наиболее сильных и талантливых театральных групп Москвы с великолепной постановкой спектаклей.
«Новая опера» им. Е.В. Колобова – московский театр, который был открыт в 1997 году. В настоящее время – один из трех, разместившихся на территории сада «Эрмитаж» театров.
Самым старейшим и наиболее известным историческим памятником сада является театр «Эрмитаж». Основан в 1959 году как «Московский театр миниатюр», а с 1987 года переименован в «Эрмитаж».
Неотъемлемой частью сада «Эрмитаж» является Щукинская сцена или «Щука». Входит в список объектов культурного наследия. После пожаров в 2008 и 2011 гг. экспертами проводятся обследования памятника с одной целью – подготовка заключения о возможности реставрации помещения.
Открытая летняя эстрада сада «Эрмитаж» – легендарное место, на котором с момента его основания и до сих пор проходят концерты на День города, выступления звезд, различные праздники и крупные презентации.
Говоря о саде «Эрмитаж», нельзя не упомянуть и о создающих атмосферу изысканности и особого уюта строениях – двух гарден-коттеджах с литыми металлическими узорами, которые рождают в парке разнообразные воздушные кружева.
С 2000 года на территории сада были установлены две скульптурные работы: бюст Данте Алигьери, переданный в дар городу Москва правительством Италии, и бюст Виктора Гюго, который был подарен саду мэрией Парижа.
Большое Серебряное Сердце или Памятник «Всем влюбленным» был установлен в 2006 году. Памятник сделан из металлических труб в форме сердца, внутри которого подвешены японские колокольчики.